Итоги правозащитной работы
Приложение № 1
к постановлению Президиума Профсоюза
от 10.04.2024 № 29-3
ИТОГИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ
РЕГИОНАЛЬНЫХ (МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА за 2023 год
В отчетном году наиболее высокие количественные показатели правозащитной работы показали Воронежская, Курганская, Московская, Оренбургская, Ростовская, Самарская областные; Алтайская, Краснодарская, Пермская краевые; Башкортостанская, Северо-Осетинская и Татарстанская республиканские, а также Московская городская организации Профсоюза.
Большинством региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза правозащитная работа осуществлялась в соответствии с требованиями Программы действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2020-2025 годах (далее – Программа действий Профсоюза)
и во взаимодействии с выборными органами профсоюзных организаций различного уровня. Комитеты ответственно относятся к выполнению своих правозащитных функций, отстаивают интересы членов Профсоюза через совершенствование взаимодействия с работодателями (представителями нанимателей) в рамках социального партнерства, добиваясь установления гарантий, расширяющих трудовые и социальные права работников (служащих),
с целью профилактики нарушений трудового законодательства активно действуют при разрешении конфликтных ситуаций, в том числе и в досудебном порядке.
Несмотря на то, что в 2023 г. изменения трудового законодательства страны не были столь же частым явлением как в предыдущие пандемийные годы и в год начала специальной военной операции, однако прошлый год все же продолжил начатую ранее тенденцию оперативной актуализации и корректировки нормативных правовых актов, регулирующих сферу труда.
Так, с 1 января 2023 г. были введены трудовые книжки нового образца, однако это не повлекло слишком серьезных последствий для сторон трудовых отношений, т.к. имеющиеся у работодателей бланки трудовых книжек и бланки вкладышей в них старого образца остались действительными, их можно использовать без ограничения срока.
С 4 августа 2023 г. конкретизировали особенности срочных трудовых договоров с мобилизованными, контрактниками и добровольцами. Согласно Федеральному закону от 04.08.2023 №471-ФЗ «О внесении изменений в статьи 332 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации» ограничили возможность расторгнуть срочный трудовой договор, который истек в период службы работника по мобилизации, контракту или добровольного выполнения задач Вооруженных сил РФ.
Одной из самых часто обсуждаемых тем в прошедшем году стал вопрос ведения работодателями воинского учета. Осенью 2022 г. Президент РФ озвучил необходимость цифровизации системы воинского учета, и весь 2023 г. был посвящен подготовке законодательных изменений для реализации этого поручения. Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» серьезно изменил порядок ведения воинского учета, возложив дополнительные обязанности на работодателей. Вслед за этим вступившее в силу в августе постановление Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211 «О внесении изменений в Положение о воинском учете и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» уточнило процесс взаимодействия работодателей с военкоматами, а начавшие действовать с 1 октября 2023 г. поправки в КоАП РФ, устанавили новые, кратно увеличенные штрафы для работодателей за нарушения в области воинского учета.
В 2023 г. ужесточился государственный контроль за обработкой персональных данных. Большое внимание теперь уделяется передаче персональных данных за границу: теперь требуется обязательная локализация баз данных в России, а многим государственным учреждениям запрещено использовать иностранные мессенджеры в своей деятельности. Увеличился также объем документации: теперь операторы обработки данных обязаны документировать оценку рисков вреда субъектам персональных данных и процедуры уничтожения этой информации в соответствии с определенными правилами.
С 1 сентября 2023 г. был изменен порядок предоставления дополнительных дней отдыха родителям детей-инвалидов. У них появилось право один раз в год взять до 24 дней отдыха подряд или, как и ранее, брать по 4 дня ежемесячно из предоставляемых им 48 дней отдыха.
Одним из самых значимых изменений стало повышение МРОТ, который к началу 2024 г. достиг отметки в 19 242 руб., однако в целом низкие размеры окладов и повсеместно реализуемая бюджетными учреждениями обязанность доведения заработной платы до МРОТ приводят к уравниванию размеров заработной платы работникам с низкой и высокой квалификацией, что искажает суть ст. 129 ТК РФ, согласно которой вознаграждение за труд производится в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы.
Также прошедший год запомнился значимыми решениями Конституционного Суда РФ в области трудовых правоотношений.
В Постановлении от 11 апреля 2023 г. № 16-П он указал, что ч. 1 ст. 236 ТК РФ не соответствует Конституции РФ и предписал внести изменение в ст. 236 ТК РФ: в случае удовлетворения судом требования работника о выплате зарплаты или иных выплат с работодателя взыскиваются проценты за просрочку, начисление производится с даты, когда работник должен был получить, но не получил выплаты.
В Постановлении от 15 июня 2023 г. № 32-П Конституционный Суд РФ указал, что применение взыскания не может служить основанием для уменьшения премии или лишения ее работника на весь год. Возможно снижение премий, которые начисляются за период, когда к работнику было применено взыскание, но это не должно приводить к уменьшению месячной зарплаты более чем на 20%.
В Постановлении от 27 июня 2023 г. № 35-П Конституционный Суд РФ дал оценку ч. 1 ст. 152 ТК РФ в совокупности с положениями абзаца второго Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554, признав ст. 152 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ и установив правило, которого должны придерживаться работодатели: время, отработанное сверхурочно, оплачивается из расчета полуторной (за первые два часа) или двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад.
Многие региональные профсоюзные организации в отчетном периоде столкнулись с большим объемом работы по оказанию правовой консультационной и практической помощи членам Профсоюза, связанной с соблюдением прав работников (служащих) и урегулированием разногласий, возникающих в ходе реформирования и реорганизации органов власти субъектов РФ, муниципальных органов власти, центров занятости населения и учреждений социального обслуживания. Профорганизации всех уровней также оказывали помощь мобилизованным гражданам и добровольцам, проходящим службу в зоне проведения специальной военной операции, осуществляли мониторинг соблюдения прав членов их семей.
Количество штатных правовых инспекторов труда Профсоюза на начало 2024 года сократилось до 32 специалистов (на начало 2023 года в Профсоюзе их было – 37 человек), общая численность внештатных правовых инспекций труда, создаваемых комитетами региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в соответствии с п. 2.2.2 Программы действий Профсоюза на конец отчетного года составила 787 человек (в 2022 году – 727 человек).
В соответствии с Планом работы Центрального комитета Профсоюза на 2023 г. юридическим отделом ЦК Профсоюза была обобщена и проанализирована практика работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по созданию и координации деятельности внештатных правовых инспекций труда (постановление от 06.12.2023 № XII-1). Центральным комитетом была отмечена активная, последовательная и продуктивная работа ряда региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по созданию, развитию и последующей координации деятельности внештатных правовых инспекций труда. Проведенный анализ форм работы внештатных правовых инспекций труда позволил сделать вывод о том, что наиболее эффективной и значимой из них является участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства, в том числе при проведении экспертизы коллективных договоров и соглашений, а также выявление в ходе проверочных мероприятий нарушений и последующее реагирование с целью их устранения. Высокую востребованность среди членов Профсоюза имеет также оказание внештатными инспекторами консультационной и практической правовой помощи, при этом перечень задаваемых вопросов зачастую не ограничивается только трудовым законодательством и нормами, регулирующими прохождение государственной (муниципальной) службы. Внештатные правовые инспекторы, отвечая на не теряющий своей актуальности запрос выборных органов первичных профсоюзных организаций, принимают активное участие в подготовке мотивированных мнений. В ряде организаций имеется положительная практика участи внештатных правовых инспекторов в подготовке аналитических материалов о действующих нормативных правовых актах, а также в проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов различного уровня, затрагивающих права и законные интересы членов Профсоюза. Благодаря работе внештатных правовых инспекций труда региональным (межрегиональным) организациям удается значительно увеличить охват предоставления правовой помощи гораздо большему количеству нуждающихся в ней членов Профсоюза, повысить качество оказываемой помощи, улучшить взаимодействие как с профсоюзными организациями различного уровня, так и с социальными партнерами, а также увеличить статистические показатели проводимой правозащитной работы. Наделенные полномочиями внештатных правовых инспекторов труда, профсоюзные работники и рядовые члены Профсоюза более уверенно и эффективно реализовывают свои правозащитные функции и профсоюзные полномочия.
В целях реализации положений Программы действий Профсоюза региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа осуществлялась по следующим основным направлениям:
- проведение проверок (комплексных и тематических) соблюдения работодателями норм трудового законодательства в том числе совместно с совместно органами государственного контроля и надзора;
- мониторинг соблюдения представителями нанимателей и должностными лицами законодательства, регулирующего прохождение государственной и (или) муниципальной службы; законодательства, регулирующего прохождение государственной и муниципальной службы;
- оказание правовой помощи профсоюзным организациям различного уровня при разработке коллективных договоров и соглашений, участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства, проведение экспертизы уже заключенных коллективных договоров;
- оказание правовой помощи членам Профсоюза при составлении исковых заявлений и других процессуальных документов в судебные органы, участие правовых инспекторов труда Профсоюза и иных профсоюзных работников в рассмотрении судами исковых заявлений;
- проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, в том числе локальных;
- оказание консультативной и практической помощи профсоюзным организациям и членам Профсоюза, рассмотрение жалоб и других обращений членов Профсоюза;
- информационно-методическая работа, проведение обучающих семинаров.
В 2023 году по сравнению с предыдущим отчетным годом количество проведенных правовыми инспекторами труда Профсоюза, специалистами аппаратов комитетов региональных (межрегиональных) организаций и работниками профорганизаций различного уровня проверок соблюдения работодателями (представителями нанимателя) норм и требований трудового законодательства, а также законодательства, регулирующего прохождение государственной и муниципальной службы снизилось. Всего было проведено 3340 проверок (в 2022 году было проведено 3757 проверок, в 2021 году 3504 проверки).
Наибольшее число проверок проведено Краснодарской краевой (440), Ростовской областной (360), Московской областной (348), Оренбургской областной (249), Московской городской (226), Башкортостанской республиканской (208) и Пермской краевой (191) организациями Профсоюза.
При проведении проверок в 2023 году выявлено 2510 нарушений трудового законодательства, 2383 из которых были устранены, – это 95 % от общего числа выявленных нарушений (в 2022 году выявлено 3205 нарушения трудового законодательства, 2999 из которых были устранены, что составляет 94 % от общего числа выявленных нарушений; в 2021 году выявлено 3423 нарушения трудового законодательства, 3156 из которых были устранены, что составляет 92 % от общего числа выявленных нарушений).
В отчетный период Ставропольской краевой организацией было проведено 57 проверок (в том числе 12 документарных), из которых – 36 комплексных, 21 тематическая (по одному из институтов трудового законодательства — разделов Трудового кодекса Российской Федерации и выполнению отдельных разделов федеральных, краевых и территориальных отраслевых Соглашений) в следующих организациях: два учреждения системы УФСИН России по Ставропольскому краю; ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» Министерства Обороны Российской Федерации; два учреждения системы Отделения Социального Фонда России по Ставропольскому краю; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края; управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края; ГКУ Ставропольского края «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края»; учреждения, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края – 22; органов местного самоуправления Ставропольского края и подведомственных им учреждений – 29.
Тематические проверки проводились по следующим направлениям: соблюдение трудового законодательства при оформлении приема на работу; соблюдение порядка привлечения работников к дисциплинарной ответственности; соблюдение порядка и условий изменения трудового договора; соблюдения требований по организации профессионального образования и обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников; принятие представителем нанимателя (работодателем) локальных нормативных актов с учетом мнения (по согласованию) выборного профоргана»; реализация раздела краевых и территориальных отраслевых соглашений «Обеспечение занятости, гарантии при возможном высвобождении. Развитие кадрового потенциала»; достоверность поданных на работников сведений индивидуального (персонифицированного) учета в Социальный фонд России (прежде всего, включение определенных периодов работы в льготный стаж).
Среди выявленных нарушений, в том числе:
- при приеме на работу работники не ознакомлены под роспись с коллективным договором и основными локальными нормативными актами учреждения;
- в трудовом договоре с работником, принятым на работу на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется рабочее место, не указано основание установления срочного характера трудовых отношений с работником;
- нарушены условия трудового законодательства о продолжительности рабочего времени сотрудника-совместителя;
- нарушения в части оформления поручения выполнения дополнительной работы в порядке совмещения, расширения зоны обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором(в том числе: не получены письменные согласия работников на выполнение дополнительной работы; не заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками ГУ на выполнение дополнительной работы; в дополнительных соглашениях/соглашениях к трудовым договорам с работниками ГУ не указан перечень обязательных условий выполнения дополнительной работы; отсутствует приказ о поручении выполнения дополнительной работы);
- в табеле учета рабочего времени не отражается время выполнения дополнительной работы работником в порядке совмещения, расширения зоны обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- в расчетных листках работника доплата за выполнение дополнительной работы в рамках совмещения профессий определена, как выплата заработной платы за внутреннее совместительство, а не за совмещение;
- виды начислений в расчетном листке не предусматривают выплаты за сложность, напряженность, интенсивность, высокое качество работы (при их фактическом начислении).
В целях предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства проводилась консультационная и методическая работа в отношении руководителей и специалистов организаций, в профкомы направлялись письменные разъяснения и обзоры типичных нарушений, выявляемых в ходе проверок.
В 2023 г. правовым инспектором труда Свердловской областной организации Профсоюза проведена документарная проверка исполнения трудового законодательства, коллективного договора, локальных нормативных актов в Муниципальное бюджетное учреждение физической культуры и спорта «Физкультурно-спортивный центр» Асбестовского городского округа. В ходе проверки работодателю даны рекомендации привлекать работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия и с учетом мнения первичной профсоюзной организации Учреждения в соответствии с ч. 5 ст. 113 ТК РФ. ч.2 п. 3.6 Коллективного договора.
Также правовым инспектором труда Профсоюза проводилась проверка в Администрации Невьянского городского округа. В ходе проверки установлено, что согласно п. 5 Порядка учета расчетов по оплате труда приложения № 12 Положения об учетной политике, при выплате заработной платы работодатель Учреждения каждого работника в письменном виде уведомляет о составных частях оплаты труда и произведенных удержаниях, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Данная информация содержится в расчетном листке, который является приложением к Порядку. Положение об учетной политике утверждено распоряжением от 20.12.2021 г.
№ 447-р. Однако форма расчетного листка была утверждена без учета мнения первичной профсоюзной организации, что является нарушением требований ч. 2 ст. 136 Трудовою кодекса РФ, согласно которой форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 названного Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Работодателю выписано Представление утвердить форму расчетного. листка с учетом мнения представительного органа работников (первичной профсоюзной организации) в соответствии с требованием трудового законодательства. Работодателем замечание устранено, о чем представлена соответствующая информация.
Кроме того, на основании ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с Планом работы Свердловской областной организации Профсоюза на 2023 год территориальными, городскими, районными, первичными профсоюзными организациями в учреждениях и организациях, где работают члены Профсоюза, проведены проверки соблюдения требований действующего трудового законодательства в части соблюдения общих требований по установлению времени отдыха согласно разработанных комитетом областной организации рекомендаций.
В проверках приняли участие 64 первичных профсоюзных организации. Анализ представленной информации показал, что трудовое законодательство, законодательство о государственной гражданской и муниципальной службах в части соблюдения общих требований по установлению времени отдыха, работодателями, в основном, соблюдается. В проверке принимали участие не только председатели профсоюзных организаций, в некоторых учреждениях проверка проводилась с привлечением руководителей, представителей кадровых служб и других должностных лиц.
Наибольшее число нарушений в ходе проведенных проверок выявили и устранили следующие организации Профсоюза: Пермская краевая –
341 нарушение, 311 из которых устранены; Воронежская областная – 317 нарушений, 298 из которых устранены; Башкортостанская республиканская –228 нарушений, все устранены; Оренбургская областная – 162 нарушения, 160 из которых устранены; Татарстанская республиканская – 160 нарушений, все устранены; Курганская областная – 146 нарушений, 138 из которых устранены; Северо-Осетинская республиканская – 143 нарушения, 128 из которых устранены; Московская областная – 118 нарушений, 117 из которых устранены; Самарская областная – 114 нарушений, 92 из которых устранены.
*
Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области организацией Профсоюза в апреле 2023 г. по письменной жалобе членов Профсоюза, работающих в психиатрическом отделении Больницы № 2 ФГКУ МСЧ-78 ФСИН России правовой инспекцией была осуществлена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства в части установления рабочего времени и предоставления работникам положенного времени отдыха, начисления выплат стимулирующего характера медицинским работникам, начисления отпускных и выдачи расчетных листов по заработной плате. Факты, изложенные в письме, подтвердились. В результате проверки работодателю было направлено представление № 18 от 28.04.2023 года для устранения указанных нарушений. В результате проведенной работы в Больнице № 2 ФГКУ МСЧ-78 ФСИН России внесены изменения в графики работы работников, а также в правила внутреннего служебного (трудового) распорядка. Составлен перечень должностей работников, для которых на основании статьи 108 ТК РФ, предоставленные время отдыха и питания включены в рабочее время. Устранены замечания к составлению графиков отпусков в части необходимости указания в них конкретных дат начала и окончания отпусков и иных требований, изложенных в статье 123 ТК РФ.
*
В 2023 г. Тувинской республиканской организацией Профсоюза было проведено 4 проверки соблюдения работодателями норм и требований трудового законодательства. Кроме того, была изучена практика правозащитной работы первичных профсоюзных организаций ГБУ «Ресцентра соцащиты семье и детям», а также Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва города Ак-Довурак, ГБУ РТ Ресцентра соцподдержки.
В ходе проверок было выявлено, что в домах интернатах допускались задержки выплаты заработной платы работникам сроком более 7 дней.
Результаты указанных проверок были рассмотрены на заседании Президиума республиканской организации Профсоюза. Итоговые материалы проверки направлены в соответствующие органы местного самоуправления, а также в территориальные комитеты Профсоюза.
По результатам проверок руководителям выданы представления об устранении выявленных нарушений. Работодателями были приняты меры по устранению указанных нарушений. Указанные долги были погашены.
Из общего числа проверок соблюдения требований трудового законодательства в 2023 году совместно с органами Государственной инспекции труда проведена 71 проверка (в 2022 г. – 73 проверки, в 2021 г. – 90 проверок), а с органами прокуратуры – 32 проверки (в 2022 г. – 21 проверка, в 2021 г. – 40 проверок).
В органы Государственной инспекции труда в 2023 году направлены материалы о 31 факте несоблюдения требований трудового законодательства (в 2022 г. – о 35; в 2021 г. – о 59), по итогам их рассмотрения к административной ответственности привлечен 1 человек. В органы прокуратуры для устранения выявленных нарушений трудового законодательства в отчетном году направлено 24 обращения (в 2022 г. – 32; в 2021 г. – 41). В 19 случаях по этим обращениям были приняты меры прокурорского реагирования. По требованию прокуратуры и при участии представителей Профсоюза в 2023 году привлечено к административной ответственности 5 должностных лиц.
*
В 2023 г. Пермской краевой организацией Профсоюза при экспертизе коллективного договора ГБУ ПК «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Чайковский ДИПИ) было установлено, что представительный орган работников Чайковского ДИПИ избран с нарушения ст.24,31,35, 37 ТК РФ, а также Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», при заключении Коллективного договора сторону работников в социальном партнерстве представил ненадлежащий представитель, не наделенный полномочиями в соответствии с трудовым законодательством, не имеющий права подписывать коллективный договор.
В адрес Прокуратуры Пермского края, Министерства промышленности и торговли Пермского края, ДИПИ г. Чайковский от краевого комитета было направлено обращение по данному нарушению. После проведенной проверки Прокуратурой г. Чайковский нарушения были подтверждены. В адрес Чайковского ДИПИ от Прокуратуры принесен протест.
В 2023 году зафиксировано 4057 случаев оказания различного рода правовой помощи членам Профсоюза и профсоюзным организациям, в том числе 37 – при оформлении документов в комиссии по трудовым спорам и 277 – при подготовке процессуальных документов и исковых заявлений в судебные органы.
По обращению педагогических работников учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Башкортостанской республиканской организацией Профсоюза организацией был проведен мониторинг формирования оплаты труда в рамках утвержденного на заседании президиума Плана изучения практики работы территориальных и первичных организаций Профсоюза. Мониторинг проводился по 12 государственным бюджетным учреждениям республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью определения фактического уровня оплаты труда работников, проведения сравнительного анализа начисленной заработной платы в разрезе должностей, определения удельного веса в структуре заработной платы размера компенсационных и стимулирующих выплат за периоды с 2021 по 2022 гг. и январь-май 2023 г. по категориям работающих. В ходе проведенного анализа было установлено, что целевые показатели по соотношению средней заработной платы работников социального обслуживания к средней заработной плате в республике по Указу Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» не достигнуты, Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе, в части обеспечения доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы не учитываются, отсутствует единый методический подход в установлении компенсационных и стимулирующих выплат, а также имеется разница в размере заработной платы работников, занимающих одинаковые должности, выполняющих идентичные должностные обязанности в соответствии с профстанадартами. По результатам мониторинга принято решение обратиться в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за разъяснением о порядке формирования оплаты труда врачей, среднего медицинского персонала и педагогических работников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и причинах отставания размера заработной платы от целевых значений, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012г. №597. Работа, в целях выработки единого решения по возникшим вопросам, продолжается в рамках действующего Отраслевого соглашения.
В отчетном году при участии правовых инспекторов труда Профсоюза, иных юристов и профсоюзных работников рассмотренного в судах 123 дела, исковые требования удовлетворены полностью или частично в 105 случаях, что составляет 85 % от общего числа рассмотренных исковых заявлений. На прежних рабочих местах восстановлено 9 человек.
Наиболее активно защищали права членов Профсоюза в судебных органах представители Свердловской областной (17 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования по 15 из них удовлетворены, 1 работник восстановлен на прежнем рабочем месте), Смоленской областной (12 заявлений рассмотрено, исковые требования по 10 из них удовлетворены,) Курганской областной (11 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования удовлетворены во всех случаях), Башкортостанской республиканской (7 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования удовлетворены во всех случаях), и Якутской республиканской (6 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования по 4 из них удовлетворены, 1 работник восстановлен на прежнем рабочем месте) организаций Профсоюза.
Правовой инспектор труда Белгородской областной организации Профсоюза оказал правовую помощь в подготовке документов и представлении интересов члена Профсоюза в Октябрьском районный суд г. Белгорода и Белгородском областном суде при рассмотрении исковых требований к Отделению Социального фонда России по Белгородской области о признании периода работы педагогической деятельностью в организации для детей подлежащего зачету в стаж работы, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Исковые требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение СФ по Белгородской области подало апелляционную жалобу, в удовлетворении которой отказано.
Несмотря на то, что приоритетным в правозащитной работе Воронежской областной организации Профсоюза являются досудебное урегулирование возникающих споров, профилактика и предупреждение нарушений законодательства о труде, добиться защиты прав работника Автономного учреждения Воронежской области «Санаторий для граждан пожилого возраста и инвалидов «Белая горка» удалось только в судебном порядке.
Так, вынесением решения в пользу работника завершилось дело по иску к данному учреждению о выплате денежной компенсации в связи с трудовым увечьем, полученным в результате несчастного случая на производстве – дорожно-транспортного происшествия на автомобиле работодателя, произошедшего еще в 2014 г.
В соответствии с Трехсторонним соглашением между Правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014 -2016 гг. в случае трудового увечья, полученного работником на производстве, работодатель обязан выплатить единовременную денежную компенсацию, размер которой определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из размера 25 минимальных размеров оплаты труда.
Аналогичная норма содержится и в действующем в настоящее время Трехстороннем соглашении между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2020-2022 гг., продленном на 2023-2025 гг.
После предпринятых мер по досудебному урегулированию вопроса о выплате денежной компенсации правовой инспекцией труда обкома Профсоюза были подготовлены все необходимые документы для обращения в суд, однако вплоть до 2023 г. за судебной защитой своих прав работник не обращалась по различным причинам, в т.ч. субъективным.
*
27 ноября 2023 г. Богучарским районным судом принято решение о взыскании с ответчика денежной компенсации в связи с трудовым увечьем, полученным в результате несчастного случая на производстве, в размере 162420 рублей, а также компенсации морального вреда в размере 40000 рублей.
*
В Курганскую областную организацию Профсоюза обратилась работник ГБУ «Сумкинский психоневрологический интернат», член Профсоюза для составления искового заявления и оказания правовой помощи и представительства интересов в суде, в связи отказом ГУ ОСФР по Курганской области назначить досрочную страховую пенсию и зачесть в страховой стаж периоды работы в должности медицинской сестры противотуберкулезного кабинета в Половинской ЦРБ.
При изучении документов было установлено, что Решением Пенсионного фонда ей было отказано в зачете в страховой стаж периодов работы в должности медицинской сестры фтизиатрического кабинета и назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
*
Юрист областной организации Профсоюза установил, что согласно справке, выданной ГБУ «Сумкинский психоневрологический интернат», член Профсоюза работает в должности медицинской сестры с 01 ноября 2013 года, а до этого она более 10 лет отработала в должности медицинской сестры фтизиатрического кабинета в Половинской ЦРБ поэтому в соответствии с п. 2, ч. 1. ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и имела право на назначение страховой пенсии с уменьшением пенсионного возраста.
Суд учел все собранные профсоюзным юристом доказательства по делу, удовлетворил его ходатайство о проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки ее права на назначение страховой пенсии на льготных условиях и решил, что у Социального фонда отсутствовали основания для отказа в зачете спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ в связи с чем обязал ГУ ОСФР по Курганской области зачесть в стаж на соответствующих видах работ спорные периоды работы и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2, ч. 1, ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исковое заявление первичной профсоюзной организации Бюджетного учреждения «Пожарно-спасательная служба Омской области» по исполнению работодателем правил внутреннего трудового распорядка по обеспечению и оснащению пожарных постов необходимым оборудованием: кроватями, кушетками, креслами, кухонной мебелью, бытовой техникой для хранения, разогрева и приема пищи Кировским районным судом г. Омска 21.12.2022 и апелляционным определением Омского областного суда от 05.04.2023 отклонено и не принято к производству мотивируя тем, что первичная профсоюзная организация не зарегистрирована в качестве юридического лица и поэтому не обладает процессуальной правоспособностью.
*
При участии Омской областной организации Профсоюза и Федерации профсоюзов Омской области была составлена кассационная жалоба и Восьмой кассационный суд общей юриспруденции г. Кемерово 29.08.2023 отменил определения выше названных судов и направил материалы на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции — Омский областной суд. Решение принято в пользу профсоюзов.
*
Исковое заявление члена Профсоюза на компенсацию затрат при прохождении медосмотра решением Кировского районного суда г. Омска от 15.01.2024 (продолжавшегося более трех месяцев) принято в пользу работника, взысканы затраты при прохождении (периодического) медосмотра — 1609 рублей, судебные издержки — 4600 рублей, компенсация морального вреда- 30000 рублей.
*
Смоленской областной организацией Профсоюза подготовлены, переданы в суд и удовлетворены исковые заявления 5 членов Профсоюза, которым Социальный фонд отказал в досрочном назначении пенсии. Учреждение, где истцы работали в должности воспитателя, длительное время называлось: «социально-реабилитационный центр несовершеннолетних с приютом «Надежда». То есть в связи с тем, что к основному наименованию добавлены слова: «с приютом».
Ответчик считал, что вышеуказанные периоды не засчитываются в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью, по причине отсутствия наименования данных учреждений в разделе «Наименования учреждений» Списка от 29.10.2022 №781. пунктом 1.13 раздела «наименование учреждений» предусмотрены учреждения социального обслуживания как «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Однако, на суде правовым инспектором труда предоставлены доказательства того, что независимо от переименований, учреждение всегда выполняло одни и те же функции (в том числе образование несовершеннолетних), был дан анализ Устава учреждения и все исковые заявления были удовлетворены.
На данный момент рассматривается вопрос направления в Минтруд России ходатайства об установлении тождества этих наименований. Так как только в этом учреждении продолжают работать воспитатели, которым подходит время выходить на пенсию в 2024 году (их семь воспитателей).
Правовыми инспекторами труда и другими работниками организаций Профсоюза в 2023 г. оказана правовая помощь в разработке 3743 коллективных договоров и соглашений (в 2022 г. – 3548), проведена правовая экспертиза 6861 нормативных актов, в том числе коллективных договоров и соглашений (в 2022 г. – 8596).
Выборными органами профсоюзных организаций рассмотрены 895 законопроектов, а также проектов иных нормативных правовых актов различного уровня, по которым даны соответствующие правовые заключения (в 2022 г. – 708 проектов н.п.а.).
*
Астраханской областной организацией Профсоюза в течении всего 2023 г. на основании письменного обращения ППО Администрации МО «Муниципальный округ г. Астрахань» проводилась работа с Правительством Астраханской области о принятии Постановления Правительства Астраханской области о повышении окладов муниципальных служащих. В декабре 2023 г. после рассмотрения и изучения 6 вариантов проектов данного документа было принято окончательное решение о повышении окладов муниципальных служащих с 01.01.2024 в среднем на 23%. Принятие данного документа привело к реальному повышению окладов муниципальных служащих во всех муниципальных районах Астраханской области и г.Астрахани.
*
На основании обращения государственных гражданских служащих Донецкой Народной Республики относительно их дальнейшей судьбы с введением в действие Закона Донецкой Народной Республики от 17 мая 2023г. № 446 «О государственной гражданской службе Донецкой Народной Республики», согласно которому (ст. 9) они не будут иметь необходимого стажа гражданской службы для замещения высших и главных должностей гражданской службы и надбавок к должностному окладу за выслугу лет, Донецкая республиканская организация, проанализировав нормы указанного Закона и Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2022 № 886 «Об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», подготовила и направила письма в адрес председателя Федерации профсоюзов ДНР, Председателя Народного Совета Донецкой Народной Республики с изложением возникшей проблемы, предложениями по ее решению и просьбой о содействии в принятии органами власти соответствующих законодательных актов.
Поднятый вопрос относительно исчисления стажа работы гражданских служащих был обсужден на заседании комитета Народного Совета по конституционному законодательству и государственному строительству при участии представителей республиканской организации и заместителя председателя Федерации профсоюзов ДНР – Молчановой Е.А.
Благодаря содействию Народного Совета, Президентом Российской Федерации 16.08.2023. был принят Указ № 611 «Об обеспечении социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации», в соответствии с которым решен вопрос относительно исчисления стажа государственных гражданских служащих.
Благодаря целенаправленной слаженной работе комитета Коми республиканской организации Профсоюза и профсоюзного комитета ГКУ Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» профессиональные спасатели и пожарные региона получат новые социальные выплаты. Соответствующий проект изменений в закон о социальной поддержке населения в Коми был принят депутатами Государственного Совета РК 15 февраля 2024 г. На выплату смогут рассчитывать работники противопожарной службы старше 50 лет, имеющие стаж работы в ГПС не менее 25 лет, а также работники профессиональных аварийно-спасательных служб старше 40 лет и проработавших в службе не менее 15 лет. Указанным категориям граждан установлена ежемесячная выплата в размере 5 тыс. рублей. Предполагается, что в 2024 году ежемесячную выплату смогут получить 62 человека, в 2025 году – 80 человек, в 2026 году – 94 человека.
Особое место в правозащитной деятельности организаций Профсоюза занимает распространение правовых знаний: различные формы обучения профсоюзного актива, проведение семинаров, «круглых столов», подготовка информационно-методических материалов, публикации в средствах массовой информации по правовой тематике, создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с обязательным включением разделов, содержащих информацию о правозащитной работе. Часть обучающих мероприятий проводилась организациями Профсоюза в дистанционном режиме с использованием видеоконференцсвязи и других возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Наиболее часто в ходе семинаров рассматривались актуальные на данный момент вопросы, связанные с ведением воинского учета, противодействия коррупционным правонарушениям, соблюдения требований налогового законодательства, предоставления отчетности в СФР, работы с персональными данными, также затрагивались проблемные вопросы коллективно-договорного процесса, гарантий деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций, порядка осуществления профсоюзного контроля соблюдения работодателями и представителями нанимателей требований трудового и государственно-служебного законодательства, порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов и другие.
Вопросы правозащитной деятельности продолжали рассматриваться на заседаниях коллегиальных органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, информация об этом публиковались в СМИ. Всего в 2023 году зафиксировано 1142 выступления и публикаций в СМИ, в т.ч. Интернет-изданиях (в 2022 г. – 1057 выступлений и публикаций).
*
В связи с тем, что на территории Луганской Народной Республики законодательство Российской Федерации начало действовать с 30 сентября 2022 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 31.12.2022 №2571 «Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», а Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило для учета в работе вопросы и ответы по применению трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Луганской Народной Республики (письмо Минтруда России от 13.04.2023 № 14-6/10/В-5485). Законодательство Российской Федерации является новым для жителей Луганской Народной Республики. Поэтому в течении 2023 г. Луганской республиканской организацией Профсоюза постоянно проводилась разъяснительная работа по применению трудового законодательства Российской Федерации на личном приеме, по телефону и при посещении учреждений.
При посещении учреждений и в ходе заседаний выборных профсоюзных органов организаций, входящих в структуру ЛРО ПРГУ РФ, работниками аппарата комитета организации предоставлялись юридические консультации и проводилось обучение профактива в части информирования о правах членов Профсоюза и правах выборных органов профсоюзных организаций, по вопросам социального партнерства, заключения и изменения трудового договора, оплаты труда, установления продолжительности рабочего времени, предоставления отпусков и прочим.
В отчетном году заместитель председателя ЛРО ПРГУ РФ трижды в роли лектора принимал участие в обучении, организованном Федерацией профессиональных союзов Луганской Народной Республики, совместно с органами исполнительной власти Луганской Народной Республики для председателей первичных профсоюзных организаций, руководителей учреждений, бухгалтеров и работников отдела кадров по вопросам применения трудового законодательства Российской Федерации и законодательства о профессиональных союзах.
Также, при создании первичной профсоюзной организации либо переизбрании профсоюзных органов, работники аппарата ЛРО ПРГУ РФ обучают вновь избранного председателя и членов выборных профсоюзных органов первичной профсоюзной организации по всем направлениям профсоюзной деятельности.
Кроме того, информирование организаций, находящихся в структуре ЛРО ПРГУ РФ по вопросам правозащитной работы и изменений в законодательстве осуществляется при помощи рассылки на электронную почту и при помощи мессенджеров. Однако в некоторых районах, особенно находящихся вблизи с линией боевого соприкосновения, сложность в информирование организаций вносит отсутствие Интернета, а в некоторых районах и отсутствие мобильной связи.
В отчетном году получила свое дальнейшее развитие такая форма правозащитной работы Московской городской организации Профсоюза, как проведение выездных консультаций в учреждениях с одновременным проведением проверки соблюдения работодателями (нанимателями) трудового законодательства. Таких выездных консультаций по вопросам трудового законодательства было проведено 11. Эта форма была положительно оценена как председателями профсоюзных организаций, так и представителями работодателей, таких учреждений, как Шереметьевская таможня, Главная военная прокуратура и др.
В 2023 г. продолжилась информационно-разъяснительная, просветительная и обучающая работа по правовой тематике. Специалистами аппарата комитета МГО Профсоюза при активном участии председателей профсоюзных организаций организовывались и проводились консультации с профсоюзным активом с приглашением представителей работодателей (руководителей, работников юридических и кадровых служб). Благодаря этим мероприятиям удавалось снимать многие проблемы, связанные с практикой применения трудового законодательства.
В целях предотвращения нарушений трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе в течение 2023 г. были проведены семинары, в том числе выездные:
- для профсоюзного актива, кадровых служб и юристов учреждений, на тему: «Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора»;
- в Филиале «Служба противопожарной защиты объектов и систем оповещения «ГБУ г. Москвы «Система 112» на тему: «Заключение коллективного договора. Стороны коллективного договора. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при согласовании локальных нормативных актов»;
- в четырех подразделениях ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по городу Москве» на тему: «Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при согласовании локальных нормативных актов. Права и обязанности членов Профсоюза».
Специалистами аппарата комитета МГО Профсоюза постоянно проводился мониторинг действующего законодательства. Все законодательные изменения в целях широкого информирования членов Профсоюза и профсоюзных организаций публиковались на сайте горкома и в личных кабинетах председателей профорганизаций.
Снизилось количество письменных и устных обращений членов Профсоюза, рассмотренных профсоюзными органами различного уровня. Так, в отчетном году организациями Профсоюза было рассмотрено 6679 письменных обращений, 5880 из них признаны обоснованными и в этой связи приняты необходимые меры с целью оказания помощи заявителям. Таким образом, обоснованными были признаны и необходимые меры были приняты в 88 % случаев.
На личном приеме в профсоюзных организациях в 2023 г. было принято 21 348 членов Профсоюза, при этом вопросы заявителей были признаны обоснованными и помощь получили 19 012 человек, что составило 89 % от общего числа обратившихся.
Обращения касались вопросов оплаты труда, реализации мер социальной поддержки и обеспечения выполнения социальных гарантий, предоставления дополнительных отпусков, расчета специального стажа для обращения в органы пенсионного фонда, порядка присвоения звания «Ветеран труда», порядка согласования и учета мнения профсоюзных органов при принятии локальных нормативных актов, регулирующих либо затрагивающих социально-трудовые и служебные правоотношения, порядка внесения изменений в трудовые договоры и служебные контракты, порядка совмещения должностей и увеличения объема работы, порядка и сроков выплат мобилизованным участникам СВО, выплат членам их семей, в том числе выплат с профсоюзной стороны в отношении мобилизованных - членов Профсоюза и членов их семей, вопросы заключения коллективных договоров, а также последующего внесения в них изменений и др.
*
Башкортостанская республиканская организация Профсоюза по обращению медицинских сестер Учалинского психоневрологического интерната, в целях недопущения возникновения конфликтных ситуаций на местах, в соответствии с Отраслевым соглашением, направило письмо в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с просьбой разъяснить сложившуюся негативную ситуацию по принудительному переводу медицинских сестер на 0,5 ставки сиделки (помощника по уходу). Министерство представило ответ, в котором указало о том, что предложения о внесении изменений в действующую структуру и штатное расписание интерната в части сокращения медицинского персонала не согласовывало, соответствующие разъяснения по возникшей ситуации были представлены руководителем учреждения, в результате, сокращение штатных единиц медицинских сестер не допущено, переводы не состоялись.
*
В комитет Воронежской областной организации Профсоюза обратилась врач, председатель первичной профсоюзной организации ФКУЗ «Медико- санитарная часть МВД России по Воронежской области» с вопросом, касающимся порядка установления специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее – Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568).
Из обращения следовало, что в январе, феврале, марте, апреле 2023 г. она отработала согласно табелям учета рабочего времени за указанные месяцы установленную норму рабочего времени, и, соответственно, за каждый месяц ей была выплачена заработная плата в полном объеме.
Однако специальную социальную выплату за указанные месяцы работник получила не в полном размере, как и другие медицинские работники учреждения. При этом, со слов работника, работодатель определял размер специальной выплаты в зависимости от количества оформленных талонов на прием.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце.
Правовой инспекцией труда обкома Профсоюза было подготовлено в адрес работодателя письменное обращение с просьбой указать причины получения работником вышеуказанной выплаты не в полном размере и указать нормативные документы, позволяющие устанавливать специальную социальную выплату не в полном размере при том, что работником полностью отработана норма рабочего времени соответствующего месяца согласно табелю учета рабочего времени.
По итогам рассмотрения работодателем обращения обкома Профсоюза всем медицинским работникам ФКУЗ МСЧ, имеющим право на установление специальной социальной выплаты, бухгалтерией учреждения был произведен перерасчет.
Указанная выплата была рассчитана исходя из исполнения трудовых обязанностей, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце и выплачена в полном объеме.
*
В ФКУЗ МСЧ МВД России по Алтайскому краю, в декабре 2023 г. по результатам служебной проверки, на председателя первичной профсоюзной организации было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. По итогам года, в соответствии с локальным нормативным актом, работники организации, имеющие дисциплинарные взыскания лишались ежегодной премии. Председатель первичной профсоюзной организации обратилась в Алтайскую краевую организацию Профсоюза с просьбой дать правовую оценку действиям работодателя в части законности и правомерности наложения дисциплинарного взыскания.
Изучив предоставленные документы (акт служебного расследования, копия приказа о дисциплинарном взыскании, докладная записка, объяснительная записка работника), правовым инспектором труда краевой организации было установлено, что работник, на которого было наложено дисциплинарное взыскание, не был ознакомлен с актом служебного расследования и приказом о наложении дисциплинарного взыскания, также не были составлены акты об отказе работника от ознакомления с указанными документами. Работодатель пренебрег требованиями ст. 192 ТК РФ, а именно: «при наложении дисциплинарного взыскания работодателем должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен».
Тем самым на работодателя возложена обязанность доказать соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания общих принципов, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Работодатель не оценил конкретную степень вины работника, не учел документы, характеризующие работника.
В результате взаимных консультаций приказ о наложении дисциплинарного взыскания был отменен работодателем, а работнику выплачена премия по итогам работы за год.
*
В Курганскую областную организацию Профсоюза обратилась работник ГБУ «Лесниковский дом-интерната для престарелых и инвалидов», член Профсоюза за оказанием ей юридической помощи, связанной с восстановлением на работе.
Изучая обстоятельства расторжения срочного трудового договора, было установлено что работодатель произвел расторжение срочного трудового договора, заключенного на время отсутствия основного работника, находившегося в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, с соблюдением установленного ТК РФ порядка. Однако при расторжении строчного трудового договора работодателю не было известно, о том, что женщина, работавшая по срочному трудовому договору, беременна, так как ею не было подано письменное заявлении и не предоставлена медицинская справка, подтверждающая состояние беременности по причине того, что сама женщина не знала о своем состоянии на момент расторжения срочного трудового договора.
Таким образом, было установлено непреднамеренное нарушение работодателем ст. 261 ТК РФ. С учетом судебной практики по данному вопросу, юристом областной организации Профсоюза было дано письменное разъяснение директору Лесниковского дома-интерната для престарелых и инвалидов с предложением добровольного устранения выявленного нарушения путем восстановления на работе незаконно уволенного члена Профсоюза. Спор был разрешен в досудебном порядке в пользу члена Профсоюза.
*
В связи с обращением первичной профсоюзной организации ГУ ТО «Головеньковский детский дом-интернат» в марте отчетного года комитетом Тульской областной организации Профсоюза был урегулирован вопрос по увеличению продолжительности учетного периода для работников с суммированным учетом рабочего времени. Минтрудом Тульской области было предписано подведомственным учреждениям в обязательном порядке установить для всех работников с суммированным учетом рабочего времени учетный период продолжительностью год. Целью Минтруда была «отсрочка» оплаты сверхурочных часов, отработанных работниками, на год. Первичная профсоюзная организация и работники ГУ ТО «Головеньковский детский дом-интернат» выразили свое несогласие с планируемым установлением учетного периода продолжительностью один год, поскольку оплата сверхурочных часов по итогам такого длительного учетного периода в условиях современной инфляции привела бы к падению реального содержания заработной платы.
*
В адрес заместителя министра труда и социальной защиты Тульской области председателем областной организации было направлено письмо, в котором было указано, что ст. 104 ТК РФ допускает установление учетного периода продолжительностью месяц, квартал, другой период, не превышающий один год. Пунктом 4.7 Областного отраслевого соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в государственных учреждениях Тульской области, подведомственных министерству труда и социальной защиты Тульской области, на 2022-2024 гг. установлена возможность увеличения учетного периода до одного года для работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Данная норма не носит императивного характера, оставляет выбор за учреждением, исходя из принципа законности и целесообразности.
Действующие локальные нормативные акты учреждения, устанавливающие учетный период продолжительностью один месяц, не противоречат ни нормам трудового законодательства, ни нормам Областного отраслевого соглашения. Кроме того, в условиях очевидного роста потребительских цен на товары и услуги обеспечение оптимальных условий трудовой деятельности, которые позволяют работникам эффективно зарабатывать денежные средства для нормального обеспечения своей жизни, является одним из необходимых условий стабильной деятельности учреждения. В ходе переговоров было найдено компромиссное решение, для работников с суммированным учетом рабочего времени был установлен учетный период 3 месяца.
Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы, проводимой организациями Профсоюза в 2023 году, составила 856,52 млн. руб. (в 2022 г. – 716,25 млн. руб.; в 2021 г. – 702,6 млн. руб.).
Юридический отдел ЦК Профсоюза