Республиканская организация Профсоюза в Республике Марий Эл
Марийская республиканская организация Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года объединяет 48 первичных профсоюзных организаций. Общая численность членов Профсоюза – 3008 человек.
Одним из основных направлений деятельности республиканской организации Профсоюза является защита социально-трудовых и экономических прав и интересов членов Профсоюза на основе развития социального партнерства, его дальнейшего совершенствования через систему соглашений и коллективных договоров.
В своей работе по развитию социального партнерства республиканский комитет Профсоюза, соответствующие выборные профсоюзные органы, профсоюзный актив руководствуются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Республики Марий Эл «О республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Марий Эл, содержащими нормы трудового права, отраслевыми соглашениями, заключенными ЦК Профсоюза с федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными органами, коллективным договором по Федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» Росгвардии, соглашением между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2022-2024 годы, рекомендациями по проведению единой переговорной кампании в организациях Профсоюза.
Марийской республиканской организацией Профсоюза заключены региональные отраслевые соглашения, в том числе с:
- Министерством внутренних дел по Республике Марий;
- Главным управлением МЧС России по Республике Марий;
- Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл;
- Министерством социального развития Республики Марий Эл;
- Департаментом труда и занятости населения Республики Марий;
- Республиканским государственным казенным учреждением «Управление государственной противопожарной службы Республики Марий Эл»;
- Государственным учреждением Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл;
- Государственным Собранием Республики Марий Эл;
- Администрацией Главы Республики Марий Эл;
- Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл;
- Комитетом гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл;
- Управлением Федеральной службы судебных приставов;
- Государственным учреждением «Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл».
Во всех районах в составе координационных советов заключены территориальные соглашения.
Наличие первичных профсоюзных организаций в аппаратах органов управления Республики Марий Эл оказывает положительное влияние на развитие социального партнерства, повышение авторитета республиканской организации Профсоюза.
По состоянию на 1 января 2022 года во всех 14 районах Республики Марий Эл координационным советом председателей профсоюзных организаций заключены территориальные соглашения, в том числе в некоторых районах координационные советы профсоюзов возглавляют председатели профсоюзных организаций, входящие в структуру республиканской организации Профсоюза.
Инициатором начала переговоров по заключению соглашений на региональном уровне выступает республиканский комитет Профсоюза.
Организационная работа республиканского комитета Профсоюза по заключению соглашений, подведению итогов их выполнения проводится в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, содержащими нормы трудового права.
В состав комиссии от профсоюзной стороны входят председатель республиканской организации Профсоюза, председатель соответствующей организации Профсоюза.
Все соглашения разработаны с учетом отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. Основу соглашений составляют обязательства по обеспечению устойчивой работы отрасли, занятости, своевременной оплате труда, социальной защите работников, созданию нормальных условий и охраны труда, по гарантиям деятельности профсоюзных организаций. Положения многих соглашений содержат условия, превышающие уровень социальной защищенности работников по сравнению с действующим законодательством. Практически везде предусматривается предоставление дополнительных дней с сохранением заработной платы для решения неотложных проблем, устанавливаются дополнительные льготы и гарантии, реализуемые через коллективные договоры. Обеспечиваются условия деятельности первичных профсоюзных организаций.
Республиканский комитет Профсоюза контролирует выполнение партнерских соглашений. Ход их реализации рассматривается на заседании президиума республиканской организации Профсоюза. Итоги выполнения региональных отраслевых соглашений рассматриваются на заседаниях коллегий министерств, оперативных совещаниях в органах управления Республики Марий Эл.
По состоянию на 1 января 2022 года в 46 организациях республиканской организации Профсоюза действуют коллективные договоры, которые распространялись на 2977 членов Профсоюза или на 98,9% от общего числа членов Профсоюза.
Коллективные договоры заключаются в организациях трех форм собственности и подчиненности – федеральной, республиканской и муниципальной.
Инициаторами заключения коллективных договоров являются представители работников – соответствующие выборные профсоюзные органы.
Коллективные договоры заключаются в основном, на 3 года, и при необходимости, в связи с изменениями законодательства, экономической ситуации в них вносится дополнения и изменения.
При подготовке и обсуждении проектов коллективных договоров проблемы возникают» в основном, при включении в разделы положений и обязательств, требующих дополнительных финансовых затрат. Как правило, после проработки вопросов стороны находят общее решение.
Руководствуясь отраслевыми и региональным соглашениями в коллективные договоры включаются дополнительные социально-трудовые гарантии: предоставление ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, сверх предусмотренных законодательством; дополнительного времени с сохранением оплаты труда для поиска работы в период предупреждения работника о предстоящем высвобождении, в связи с юбилейными датами, переездом на новое место жительства, рождением у работника ребенка, началом учебного года (1 сентября), смертью близких родственников; оказание материальной помощи в случае регистрации брака самого работника или его детей, на леченые, выплаты по случаю юбилейных дат и т.п.; единовременные выплаты лицам, уходящим на пенсию, обеспечение медицинским обслуживанием и т.п.
Выполняются условия договоров о преимущественном нраве оставления на работе при сокращении штатов лиц предпенсионного возраста, проработавших в организации более установленного коллективным договором срока, одиноких матерей, имеющих детей до 16-летнего возраста и т.д., то есть те элементы защиты, которые определены законодательно, для отражения в коллективном договоре. Вопросы, связанные с изменениями структуры, сокращением численности штата рассматриваются предварительно с участием выборных профсоюзных органов.
Работодатели принимают необходимые меры по обеспечению устойчивой работы организаций.
Органами исполнительной власти, другими органами обеспечивается финансирование подведомственных органов, учреждений и организаций, финансируемых из федерального, республиканского бюджета и бюджета муниципальных образований, в соответствии с бюджетными обязательствами.
Условия оплаты труда гражданских и муниципальных служащих установлены в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 02.07.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
При формировании фондов оплаты труда предусматриваются средства на установление надбавок компенсационного и стимулирующего характера, выплату премий за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы.
Месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), выплачивается в размере не ниже уровня минимального размера оплаты труда.
Доплаты за совмещение профессий (должностей), увеличение объема работы и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производится в соответствии с ТК РФ. Размеры указанных доплат устанавливались по соглашению сторон трудового договора.
За сотрудниками, гражданскими, муниципальными служащими и работниками при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку с отрывом от службы (работы) на весь период обучения сохраняется денежное довольствие (содержание), средняя заработная плата по основному месту службы (работы).
Сотрудники, гражданские, муниципальные служащие и работники письменно извещаются о составных частях денежного довольствия, денежного содержания и заработной платы, причитающихся им за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, в соответствии с расчетными листками, составленными по формам, утвержденным приказами органов и учреждений.
Заработная плата сотрудникам, гражданским, муниципальным служащим и работникам органов и учреждений выплачивается своевременно и в полном объеме.
Представители нанимателя (работодатели) осуществляют согласованные с выборными профсоюзными органами мероприятия по обеспечению занятости гражданских, муниципальных служащих, сотрудников и работников.
При проведении организационно-штатных мероприятий численность работающих регулируется, в первую очередь, за счет естественного оттока кадров, временного ограничения их приема, перемещения гражданских служащих и работников внутри органов, учреждений и организаций на вакантные места.
Гражданским служащим, сотрудникам и работникам, уволенным по сокращению численности или штата, предоставляются гарантии и компенсации согласно законодательству Российской Федерации, а также приоритетное право приема на работу в других организациях системы в соответствии с уровнем образования и профессиональной подготовки.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации федеральными и республиканскими органами государственной власти, их территориальными органами, подведомственными организациями проводится работа по разработке, финансированию и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и сохранению здоровья гражданских служащих, сотрудников и работников, в том числе, по специальной оценке условий труда.
Представители нанимателя (работодатели) обеспечивали прохождение обязательных предварительных (при поступлении на службу, работу) и периодических медицинских осмотров гражданских служащих, сотрудников и работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
Гражданским служащим, сотрудникам и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все коллективные договоры прошли уведомительную регистрацию в соответствующем органе по труду.
Контроль за выполнением коллективных договоров и подведение итогов осуществляется, как правило, 1 раз в год постоянными комиссиями с привлечением специалистов.
Вопросы развития и совершенствования социального партнерства периодически рассматриваются на заседаниях:
– республиканского комитета Профсоюза при ежегодном отчете об итогах проделанной работы;
– президиума республиканской организации Профсоюза.
Так, в 2021–2022 годах рассмотрены вопросы:
– Об итогах выполнения отраслевых соглашений между республиканской организацией Профсоюза и министерствами, ведомствами и о мерах но дальнейшему развитию социального партнерства;
– Об итогах коллективно-договорной компании;
– О работе профсоюзного комитета ГБУ Республики Марий Эл «Комплексный центр социального обслуживания населения в Оршанском районе» по защите социально-трудовых прав и гарантий членов Профсоюза через коллективный договор;
– О практике совместной работы профкомов и руководства ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Марий Эл и Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл по выполнению обязательств отраслевых соглашений и коллективных договоров;
При подготовке вопросов на заседаниях выборных органов проводится встречи с профсоюзным активом, в том числе и с участием представителей нанимателя (работодателей), на которых обязательно рассматриваются вопросы социального партнерства, в том числе заключения и контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров.
Материалы президиумов, из практики работы профсоюзных организаций публикуются в Информационных бюллетенях Профсоюза и республиканской организации Профсоюза, республиканским комитетом Профсоюза издаются методические пособия, рекомендации для использования в практической работе первичных профсоюзных организаций.
Республиканский комитет, первичные профсоюзные организации принимают участие в ежегодном конкурсе «Лучший коллективный договор года», проводимый Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл».
Однако республиканскому комитету Профсоюза необходимо добиться заключения коллективных договоров во всех учреждениях, где созданы профсоюзные организации.
Не до конца используются имеющиеся возможности по заключению отраслевых соглашений, особенно в ведомствах, где они заключены на федеральном уровне.
Комитету Марийской республиканской организации Профсоюза целесообразно уделять больше внимание вопросам правовой оценке проектов коллективных договоров.
В настоящее время важнейшей задачей республиканской организации Профсоюза, её выборных органов является безусловное выполнение Программы действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2020–2025 годах, увеличения количества заключаемых региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров.
В июне 2023 года организация переименована в Республиканскую организацию Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в Республике Марий Эл.
Председатель – Михеев Владимир Валерьевич, тел. 8(8362) 56-63-90
Главный бухгалтер тел. 8(8362) 56-62-88
Адрес: 424001, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр., д. 29
Телефоны: +7 (8362) 56-63-90
Электронная почта: marprofgos@yandex.ru